Не будет большим преувеличением назвать национальной религией японцев культ красоты. Именно эстетические нормы во многом определяют жизненную философию этого народа. Японцам присуще обостренное чувство гармонии. Художественный вкус пронизывает весь уклад их жизни. Эстетизм японцев основывается на убеждении, что красота присутствует в природе всюду и от человека требуется лишь зоркость, чтобы увидеть ее. Любовь японцев к прекрасному коренится в их любви к природе. Вспомним, что в основу религии синто легло поклонение природе не из страха перед ее грозными явлениями, а из чувства восхищения ею.
АЕ. Итак, - скажет он, - вот что такое, по вашим словам, прекрасное: это - полезное удовольствие. Кажется, так, скажу я; ну а ты?
Гиппий. И я тоже.
АЕ. Но не полезно ли то, что создает благо? - скажет он. А создающее и создания, как только что выяснилось, - это вещи разные. И не возвращается ли ваше рассуждение к сказанному прежде? Ведь ни благо не может быть прекрасным, ни прекрасное - благом, если только каждое из них есть нечто иное. Несомненно так, скажем мы, Гиппий, если только в нас есть здравый смысл. Ведь недопустимо не соглашаться с тем, кто говорит правильно.
При дворе были приняты интеллектуальные занятия и развлечения. Игра на музыкальных инструментах, театр, танец, живопись, каллиграфия и, наконец, повальное увлечение литературой - такова была насыщенная духовная жизнь этого периода. Главным эстетическим понятием было скрытое «очарование вещей». Поэты искали очарование в багряных листьях, брызгах воды, в лучах вечернего солнца. Закрепился культ прекрасного, культ утонченной любви.
Гиппий. Но что же это такое, по-твоему, Александр, все вместе взятое? Какая-то шелуха и обрывки речей, разорванные на мелкие части. Прекрасно и ценно нечто иное: уметь выступить с хорошей, красивой речью; убедить слушателей и удалиться с наградой, не ничтожнейшей, но величайшей - возвеличить себя, преумножить богатство, приобрести друзей. Вот чего следует держаться, распростившись со всеми этими словесными безделками, чтобы не показаться слишком уж глупыми, что неминуемо ждет нас, если мы продолжим, как сейчас, заниматься пустословием и болтовней.
АЕ. Милый Гиппий, ты счастлив, потому что знаешь, чем следует заниматься человеку, и занимаешься этим как должно. Мною же как будто владеет какая-то роковая сила, так как я вечно блуждаю и не нахожу выхода; а стоит мне обнаружить свое безвыходное положение перед вами, мудрыми людьми, я слышу от вас оскорбления всякий раз, как его обнаружу. Вы всегда говорите то же, что говоришь теперь ты, - будто я хлопочу о глупых, мелких и ничего не стоящих вещах. Когда же, переубежденный вами, я говорю то же, что и вы, - что всего лучше уметь довести речь до конца, - я выслушиваю много дурного от здешних людей, а особенно от этого человека, который постоянно меня обличает. Дело в том, что он чрезвычайно близок мне и живет в одном доме со мной. И вот, как только я прихожу к себе домой и он слышит, как я начинаю рассуждать о таких вещах, он спрашивает, не стыдно ли мне отваживаться на рассуждение о прекрасных занятиях, когда меня ясно изобличили, что я не знаю о прекрасном даже того, что оно собой представляет. Как же ты будешь знать, - говорит он, - с прекрасной речью выступает кто-нибудь или нет, и так же в любом другом деле, раз ты не знаешь самого прекрасного? И вот, говорю я, мне приходится выслушивать брань и колкости и от вас, и от того человека. Но быть может, и нужно терпеть. А может быть, как ни странно, я получу от этого пользу. Ведь, Гиппий, кажется мне, что я получил пользу от твоей беседы с ним; ведь, кажется мне, я узнал, что значит пословица «на красном сеньке - и шапка с растетенькой».
Чаепитие - это культ прекрасного среди тупых фактов повседневности.
В эссе использованы мысли и высказывания Аврелия Августина, Аристотеля, А.Белашова, Ш.Бодлера, Васкидовича, М.Веллера, Д.Вильмса, Вольтера, Гегеля, Гераклита, Е.Герцык, Н.В.Гоголя, Гомера, М.Горького, Демокрита, Ф.М.Достоевского, С.Дубина, И.Ефремова, Н.Заболоцкого, А.Камю, И.Канта, В.Кирпичева, Д.Китса, А.Ковальджи, Г.Косикова, К.Крылова, Аполлона Кузякина, Окакура Куказа, Лама Анагарика Говинда, В.Логиновой, Н.Лосского, Д.С.Мережковского, Э.Неизвестного, С.И.Ожегова, Платона, Э.По, Псевдо-Дионисия Ареопагита, А.С.Пушкина, И.Е.Репина, Н.Рериха, С.Н.Рериха, Бхиккху Силачара, Д.Соболева, Сократа, К.С.Станиславского, А.Туровского, О.Уайльда, Диона Хрисостома, Н.Г.Чернышевского и множества других авторов, чьи имена нам не удалось доподлинно установить. |