ОТ РЕДАКЦИИ. КУЛЬТОВАЯ ЭССЕИСТИКА И ВОИНСТВУЮЩЕЕ ЭСТЕТСТВО. ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К АЛЬМАНАХУ ЭСТЕТОСКОП.2014_ПРОЗА
Нужно много поколений, чтобы создать культуру. Достаточно одного поколения, чтобы ее потерять. Это даже не эстетство или суицид, это просто скучно. Мы, русские, удивительные люди. У нас такая глубокая душа! У нас появились макдональдсы, модные магазины, дискотеки, и все ринулись туда. А когда мы наедимся, оденемся, навеселимся, мы опять вспомним о своей душе, вернемся к чтению Толстого и Достоевского.
Поставим диагноз: «воинствующее эстетство». Эстетство, и самого дурного пошиба, вот что это такое. Может, возгордиться? Больше-то нечем... Большая часть читателей ни про какое «эстетство» не думают... Да и что такое, кстати, эстетство?
Эстетство – это умствование о красоте, которая по природе своей духовна. Эстетство – чрезмерное преклонение перед формой в искусстве в ущерб содержанию художественного произведения; превращение поиска новых форм в искусстве в самоцель. Эстетство есть извращение, подобное тому, которое встречается в нравственной жизни и называется фарисеизмом. Смысл утонченности эстетства в том, что оно связывает наш дух с плотью земною, связывает судьбы наши в грехе и муке, делая нас то преобразителями и творцами ее, то рабами, страдающими от всего грубого. Потому, в конце концов, если дух растет, то он и освобождает, приобщает к этому и материальный мир, и изобличает лживость масок его, и расколдовывает его. И острота, и трагизм состоят в том, что носителем и воплотителем этой личности, этого знания дано быть читателю тончайшему, подлинному, благословенному, опьяненному чувством красоты.
Эстетство было основной движущей силой и западников, и славянофилов. И тем и другим не нравилась окружающая жизнь, и не нравилась в первую очередь по эстетическим соображениям – окружающее не отвечало их представлениям о прекрасном. Одни – Петр I и западники – думали, что прекрасное – это когда все вокруг в буклях и камзолах, тогда как другие – что нет, самое главное – чтобы все были в бородах и кокошниках. На самом же деле, эстетство не такая уж негодная вещь, если действительно эстетика присутствует, если погоня за мартелем или рокфором не превращается в самоцель, и не из-за того это только, чтоб поразить окружающих, эх, мол, каков я, уникальный. Можно, конечно, и такую цель иметь, главное, чтоб со вкусом и в меру. До той поры, пока эстетство не становится кичем, жлобством и не начинает припахивать снобизмом, его вполне можно считать своего рода игрой, ролью, и лишь в момент, когда человек перестаёт относиться к собственному эстетству с юмором – всё, пиши пропало!
Положительное эстетство фундаментально. Более того, оно единственное, что не является в творчестве ситуативным и случайным. Эстетство в комбинации с современными тенденциями в биотехнологии и генной инженерии скоро сильно нарушит моральный уют нашей жизни. Скинхеды, нацболы и прочие труппы – это ведь все клоунада на обочине. В предстоящих контроверзах и потасовках на настоящем новом фронте классовой борьбы эстетский и расовый триумфализм будет сильно востребован. Думается, что на художественное творчество бросает теперь тень не столько прошлое, сколько будущее – уже недалекое будущее.
ЭСТЕТОСКОП.2014_ПРОЗА (РАБОЧИЙ ФАЙЛ, АВГУСТ 2014 ГОДА)
Рабочий файл альманаха Эстетоскоп.2014_Проза от 15 августа 2014 года. На сегодняшний день нами отобраны для участия в бумажном альманахе следующие прозаические произведения:- Евгений Беловал (Томск). Исповедь отщепенца
- Евгений Вишневский (США, Лос-Анджелес). Рассказ черепахи о белой лошади
- Никита Гургуц (Новороссийск). Враг человеческий
- Никита Гургуц (Новороссийск). Семь дней творения
- Сергей Данюшин (Ужейск). Семь поводов ненавидеть людей
- Андрей Диченко (Минск, Беларусь). 22 километра
- Алексей Зайцев (Москва). Ловушка для крысолова
- С.Кочнев (Санкт-Петербург). Дума про Акакия. Быль (фрагмент)
- Илья Криштул (Москва). Миниатюры
- Николай Кузнецов (Казахстан, Тараз). Последняя битва (фантастическая история)
- Алексей Курганов (Коломна, Московская область). Искренне ваша Валя Стекляшкина
- Жанар Кусаинова (Санкт-Петербург). Увидеть, как улетает душа. Тамоакан (между прозой и пьесой)
- Ольга Махно (Москва). Не было печали
- Ольга Махно (Москва). У моря погоды
- Григорий Миляшкин (Астрахань). Миниатюры
- Александр Тэмлейн (Беларусь, Минск). Кот Шредингера
- Роман Фомичев (Башкортостан, Стерлитамак). Игра в стену (..постмодернисткая сказка в одном действии..) (фрагмент)
- Сергей Ходич (Украина, Симферополь). "Страусу тоже хочется немного любви"
- Екатерина Четкина (Екатеринбург). Лекарство от страха
- Алиса Чопчик (Молдова, Кишинев). Дневники
- Никита Янев (Мытищи Московской области). Пластилиново
Иллюстрации Евгения Вишневского (США, Лос-Анджелес), фото Кирилла Арсеньева (Москва) и Киндер Альбум (Украина, Львов).
Отбор и работа над альманахом продолжаются. |